Пролог. Все ранее разрабатываемые генпланы г.Новосибирска характерны радикальными отличиями. Последующий обычно отрицал предыдущий, например, по отношению к идее урбанизма[1]. Генплан 1925г. И.И Загривко, представлял смесь радиально-кольцевой системы магистралей с модной тогда идеей города-сада Э.Говарда, имевшую популярность в среде дезурбанистов[2]. Последующий генплан конца 20-х профессора Б.А. Коршунова стал проектом крупного мегаполиса, схемой «Большого Новосибирска», где был предъявлен феноменальный прогноз численности будущего города. Но в 1930г. постановление экономического Совета (ЭКОСО) РСФСР требует нового решения, идея которого строить Новосибирск как урбанизированный район небольших отдельных соцгородов при крупных заводах и транспортных узлах. Именно тогда, согласно разработанной в 1933г. архитектором Д.Е.Бабенковым, концепции децентрализованного города родились Первомайка, Красная Горка, Богданка и Левобережье[3]. Позднее к ним присоединились «обьгэссовский» посёлок, Академгородок (кстати, в некоторых справочниках до сих пор упоминающийся как отдельный город) и Краснообск. Однако, основанный на ретроспективном принципе классических приёмов, генплан 1941г. под руководством профессора В.А.Витмана опять пытается утвердить новый органично связанный с рельефом каркас композиционных осей. Но война прерывает и эту, кстати, довольно изящную разработку. Следующий генплан 1942-1944гг (бригада «Гипрогора» под руководством архитектора А.М.Синявера) пытается справиться со стихией размещения эвакуированных заводов, но так и не оказывает влияния на застройку города[4]. Основная композиционная идея генплана 1960г. под руководством Л.Н.Михалёва – выход всего ансамбля к Оби с включением её акватории и прилегающих к пойме характерных участков ландшафта в общую композицию[5]. Перед градостроителями 60-х стала воистину сложная задача. Объективно соцгорода и районы стремительно росли друг к другу, но на пути возникали непреодолимые преграды – овраги, лога, поймы малых речек и, наконец , сама великая Обь. Наследство дезурбанистов - подцентры соцгородов часто конкурировали по уровню благоустройства с самим центром Новосибирска. Город потрясали транспортные проблемы из-за ежедневной миграции населения к местам работы и обратно. Но, несмотря на постоянное метание от урбанистике к дезурбанистике и наоборот, оказались устойчивыми три основные тенденции, определивших градостроительную основу Новосибирска на последующий период: столичный масштаб, структура основных композиционных осей и магистралей и размещение таких главных общественных центров, как пл.Ленина, пл.Маркса и площадь перед ГПНТБ[6]. Именно эти планировочные оси, а именно улицы Кирова, Красный проспект, Ул. Восход, проспект Карла Маркса выстроили сейчас каркас, на основе которого Новосибирск будет расти и впредь как один из крупнейших высокоплотных городов России. Но при этом смущает одно лишь обстоятельство, что в последствии сложилась тенденция линейного развития центра вдоль основных магистралей, а именно Красного проспекта и ул.Кирова, особенно после появлении ленинской линии метрополитена. Кроме Вокзальной магистрали, ул.Гоголя, других перпендикулярных Красному проспекту планировочных осей пока не сложились, равно как и пешеходная ул.Ленина, давно волнующая интригой пешеходного Арбата новосибирских архитекторов. К сожалению, центр почти не развивается вширь. Сейчас ещё можно внимательно и тщательно вспомнить старые или, наконец, заново открыть новые планировочные идеи, способствующие получить центр в виде района, а не вытянутого «Бродвея». Быть может именно эта проблема станет предметом будущих дискуссий в среде профессионалов. Во всяком случае, хотелось бы…
Год : 1950
Автор: Якусевич А.Ф.
Место действия: ул.Фабричная, портовской посёлок, зажатый шестью железнодорожными путями, улицами Спартака и Фабричной и Красным проспектом в районе автовокзала, промзона речпорта и мелькомбината, пассажирский железнодорожный узел о.п. «Центр» и о.п. «Правая Обь», храм Александра Невского, ул.Советская, пл.Свердлова.
Действующие лица, здания и сооружения: все горожане, приезжие томичи, колыванцы, северяне и т.д. только, что прибывшие на судах речного пароходства в Новосибирск на речной вокзал, жилой дом грузчиков (арх. К.Осипов), жилой дом речпорта (арх. Р.Окунева), ансамбль разностилевых зданий, памятников пл.Свердлова. простор речных и городских панорам.
Сценарий: Предлагалось на месте южных ворот и первых причалов существующего речпорта выстроить набережную и здание нового речного вокзала, а от привокзальной площади наверх, в гору в сторону пл.Свердлова должна была пройти транспортно-пешеходная эспланада в створе между домом грузчиков и жилым домом речпорта. При этом запроектированный мост через пути железной дороги упирался точно в створ между зданием Запсибзолото и храмом А.Невского. Новая транспортно-пешеходная связь выходила бы по-средневековому в угол пл.Свердлова. образуя с ул.Сибревкома новую перпендикулярную планировочную ось к Красному проспекту. Такая ось смогла бы оригинально соединить берег Оби, пл.Свердлова с «новым» по генплану 1968г. центром, становясь при этом ещё одним альтернативным выходом к реке, по отношению к эспланаде в районе м. «Октябрьской». Пл. Свердлова смогла бы тогда стать композиционным шарниром, развилкой, откуда приезжие в город решали, куда пойти - в исторический или вновь формирующийся центры г.Новосибирска. В данном случае, конечно, рассматривается симбиоз генпланов 50-х и 60-х годов.
Зритель: Представьте вместе со мной все впечатления зрителя. Поднимаясь по проектной улице я видел бы острый шпиль жилого дома речников ( в дальнейшем при проектировании шпиль был заменён на менее акцентирующую башенку-шлем). Шагая по путепроводу над шестью железнодорожными путями, я смог бы полюбоваться панорамами левых берегов Оби и Каменки, и особенно был бы в восторге от храмового комплекса и фасадных развёрток ул.Советской и начала Красного проспекта. Моё сердце замерло бы от неожиданной архитектуры пл.Свердлова, включающей в себя разные стили, постройки почти всех эпох в истории города. А дальше в зависимости от того консерватор ли я или модернист, пешеходом отправился в «новый» или «старый» центр. Всего лишь десять-пятнадцать минут назад мой теплоход причалил к пристани и вот я без помощи метро и какого-либо другого транспорта окунулся в суетливый водоворот центра крупного города. Окунулся бы…
Занавес: Реализации не было, кроме постройки по данному генплану жилого дома речпорта. На месте эспланады сейчас внутримикрорайонный скверик, запущенный и неблагоустроенный. На пути пешеходно-транспортной связи у железной дороги в начале 60-х встала «хрущёвская» пятиэтажка, жителем которой в течении пятнадцати лет был автор этой статьи.
Эпилог: Чертежи этой интересной идеи выбрасывали архивариусы Новосибгражданпроекта в конце 80-х. Случайно, я вместе с архитектором А.Замащиковым подобрали кальку, запечатлевшую, казалось бы, утопичную мысль А.Ф.Якусевича. Конечно, перенести причалы порта экономически слишком затратное и долгое мероприятие. Хотя со слов моего отца В.М.Поповского, бывшего главного инженера порта, перенос порта перед перестройкой планировался. Некоторые причалы уже тогда вынесли на левый берег. Сложнее было бы убрать прибрежную промзону: ТЭЦ-1, питающую энергией и теплом, химзавод, мелькомбинат и подъездные железнодорожные пути. К сожалению, промышленная «нахаловка» начала и середины ХХ века, выкосившая прекрасный парк Сосновку, прочно и надолго укоренилась здесь. Даже створ димитровского моста не смог облагородить Обь набережной. Здесь также стихийно сейчас возник оптовый рынок «Димитровский», а ещё раньше появились склады, мастерские, стоянки и прочая промышленная «мелочь». Однако знаменитая угловая башенка дома речпорта, лишившись когда-то генплановой поддержки, сегодня стала интригующей местной доминантой для портовского жилого микрорайона. Как в исторических городах она возникает неожиданно в створах между домов, в перспективах улиц и панорамных видах. Эффект неординарности башенки усиливает как криволинейность внутриквартальных проулков, проездов и пешеходных проходов, так и значительные перепады в отметках рельефа.
Под занавес хотелось бы узнать: учитывалась градостроительная идея А.Ф. Якусевича в последнем генплане? Трудно сказать. Ведь Якусевич - один из участников разработки генплана 1960г. Наверно, в период борьбы с излишествами вряд ли присматривались к неэкономичным и долгосрочным программам. В 60-е года торопились построить коммунизм, наконец, просто поселить семьи в квартиры… Членом одной из такой семьи был и я. И тогда, смотря из окон новой квартиры на храм А.Невского, дом грузчиков и башенку дома речпорта, я чувствовал тайну места и постепенно становился архитектором…
[1] Оглы Б.И. Новосибирск: от прошлого к будущему. Новосибирское книжное издательство,1991. – стр.17
[2] Баландин С.Н. Новосибирск. История градостроительства, 1893-1945гг. – Новосибирск: Западно-Сибирское.кн.-ое изд.-во,1978. стр.67
[3] Оглы Б.И. Новосибирск: от прошлого к будущему. Новосибирское книжное издательство,1991. – стр.21-26
[4] Баландин С.Н. Новосибирск. История градостроительства, 1893-1945гг. – Новосибирск: Западно-Сибирское.кн.-ое изд.-во,1978. стр.125
[5] Васильченко В. Новосибирск, Томск, Иркутск. Некоторые проблемы формирования архитектурно-художественного облика городов Сибири, Архитектура СССР №2, 1980г., стр.29
[6] Оглы Б.И. Новосибирск: от прошлого к будущему. Новосибирское книжное издательство,1991. – стр.31
© 2024 ARCH-I-TECT · Копирование материалов сайта без разрешения запрещено
Дизайн и поддержка: GoodwinPress.ru