«Вряд ли найдётся в Российской империи другой какой-либо город, исключительный рост которого представлял бы такой громадный интерес, как общий рост города Ново-Николаевска, являющийся небывалым примером в истории развития городов России. Его рост напоминает рост городов Америки, и поэтому он правильно получил прзвище «американского города». Так писал в 1913 году в первом фотоальбоме «Виды города Ново-Николаевска» городской голова Владимир Ипполитович Жернаков. Но уже в следующем 1914 году в городе появилось здание, которое навсегда связало Новосибирск именно с Россией. В 1913 году благотворительным обществом «Ясли» было организовано строительство часовни во имя Святителя и Чудотворца Николая в память 300-летия Дома Романовых на Николаевском (ныне Красном) проспекте. Есть мнение историков, что основа проекта была безвозмездно выполнена архитектором А.Д.Крячковым. Но совершенно точно, что строительство велось под надзором первого главного архитектора города Ф.Ф.Раммана.
Миф о том, что Ново-Николаевск построен в географическом центре Российской империи, появился предположительно в шестидесятых годах двадцатого века. Хотя принято говорить о более позднем его появлении.
По моему мнению, миф зародился на ментальном желании горожан обрести достойную городскую историю. Чего только стоит курьёзный слух 70-х о том, что один из старых деревянных домов на Красном проспекте на углу ул.Державина, не сносится пото-му, что он якобы являлся центром российской державы. Ну, а как объяснить, что в окружении многоэтажной каменной архитектуры, так долго «держит оборону» почти разрушенный дом, стыдливо прикрытый театральной афишей. Однако на заре «перестройки» географический центр Российской империи был навсегда «зафиксирован» на месте разрушенной в начале 30-х годов часовни св.Николая.
Архитектура этого здания была выполнена в духе храмовых построек XIV-ХV веков свободного русского города Новгорода (Нового Города!), знаменитого своим древним демократическим самоуправлением. Этим небольшим сооружением буржуазный Новониколаевск отдал дань царской семье за разрешение быть свободным городом и, кроме того, горожане патриотически сообщили о единении города с исторической Россией в первые годы войны. Главным имперским стилем становится «а ля рюс», поэтому архитектура часовни соответствует средневековой псковско-новгородской школе храмового строительства. Именно Псков и Новгород были всегда символами свободных городов, которые защитили Русь от ливонских крестоносцев. Однако внешний вид часовни, построенной в 1914 году, достаточно сильно отличается от облика сегодняшнего, всеми узнаваемого символа города, спроектированного в 90-е года архитектором Петром Александровичем Чернобровцевым. Разрушенная часовня имела другой архитектурный масштаб, соответствующий небольшому провинциальному городку . У современного объекта значительно крупнее «главка», поэтому здание видится более массивным и соответственно - величественным, не теряя при этом канонической стройности. Такое укрупнение «главки», а также размещение часовни на возвышенном постаменте, привело к тому, что совсем небольшое по размерам здание стало соответствовать масштабу крупного мегаполиса. Неординарность и ретроспектива «русского» стиля, острота градостроительного решения в постановке архитектурного объекта в центре бульварного проспекта вскоре была по достоинству оценена горожанами, причём значительно раньше, чем это сделали профессиональные архитекторы. На мой взгляд, именно благодаря творческим усилиям П.А.Чернобровцева часовня возродилась на более высоком архитектурном уровне и на сегодняшний день является одним из лучших сооружений города последнего времени. Именно её голландский доктор архитектуры Иван Владимирович Невзгодин в своей книге «Архитектура Новосибирска» отметил как лучшую постройку города девяностых годов. Это только подтверждает, что хорошая архитектура для столичного города вовсе не обязательно должна быть гигантской по размерам.
Но «путь» от прототипа 1914-го года к сегодняшнему символу Столицы Сибири был достаточно непростым и в чем-то трагичным. Небольшая по размеру, словно солдат, часовня встала посередине Николаевского проспекта и стала неким манифестом за веру, царя и отечество. Именно по этой причине 9 ноября 1929 года решением президиума Новосибирского крайисполкома «по просьбе трудящихся» часовню закрыли и в начале 1930-го года разобрали. Согласно революционному гимну необходимо было снести этот символ до основания, а затем построить новый храм революции – Дом Ленина Через некоторое время на месте часовни установили памятник Комсомольцу-Молотобойцу. Затем, демонтировав Молотобойца, советская власть возвела на этом месте прижизненный памятник Сталину. Но вскоре после смерти Иосифа Виссарионовича, памятник «вождю всех народов» был демонтирован, а постамент некоторое время исполнял роль цветочной клумбы. В конце восьмидесятых годов в городской печати вдруг стали появляться материалы о том, что на этом месте когда-то была часовня. Лично я, впервые увидев открытку с изображением здания в стиле древней псковско-новгородской архитектуры на фоне знаменитого новониколаевского Торгового корпуса (ныне здание Краеведческого музея), испытал ощущение, что перед моими глазами совсем другой город. Наконец, в начале 90-х годов зародилась идея о восстановлении. Несмотря на жаркие споры на градостроительном совете по поводу того, где вос-становить часовню (например, был вариант её возведения на месте фонтана «Мишка» в Первомайском сквере), фактически волевым решением мэра города Ивана Ивановича Индинка было поддержано предложение архитектора Петра Чернобровцева о строительстве здания в историческом месте. Но и с «историческим местом» тоже вышел промах. Вырыв котлован, строители старого фундамента так и не обнаружили. Совсем рядом с этим местом есть подземный переход через Красный проспект, в котором размещена душная и суетливая торговая ярмарка с ироничным названием «Под часовней». Подземный переход начали строить ещё задолго до восстановления, и поэтому меня тогда сразу взволновала возможность обнаружения старого фундамента. Но это произошло не сразу. В процессе строительства, родилась идея о дополнительном выходе подземного перехода в сторону новостройки. Вот тогда-то строители и откопали остатки исторического здания. Мне до сих пор жаль, что этот фундамент не был сохранён. Он мог бы послужить основой для создания подземного музея старой часовни со старыми фотографиями и историческими материалами. На сегодняшний день эта возможность ещё не упущена. В существующем отрезке подземного перехода можно разместить или мемориальную зону или исторический музей с продажей многочисленных сувениров, связанных со знаменитым городским символом. Такой музей мог бы стать одним из мест города, способных привлекать туристов со всей страны, и одновременно служить прекрасным доказательством любви горожан к своей малой родине…
Воссоздание часовни в 1993 году стало своеобразным покаянием горожан за разрушенные в советский период храмы. Что интересно, в Новосибирске это произошло гораздо раньше восстановлений Иверской часовни в Томске и барнаульской часовни св.Александра Невского, кстати, расположенной так же посередине центрального проспекта Ленина. С приставкой «ново», смотрящий только вперёд наш город оказался неожиданно более чутким к своей столетней истории, чем его вековые соседи, тем самым став примером для подражания.
В 90-х годах миф о центре империи был настолько устоявшимся, что при восстановлении здания многие люди думали ни столько о св. Николае Угоднике, сколько о знаковом объекте, вмиг превратившем Новосибирск в исторический российский город. И хотя в прессе публиковались материалы, что географический центр Российской империи находился вовсе в другом месте (что является достоверным фактом), для большинства новосибирцев, благодаря силе мифа, такие статьи уже ничего не значили. Часовня стала не просто частью легенды, – она стала символом столетнего юбилея города, его исторической зрелости. Новосибирск ворвался в своё новое столетие не без оглядки на прошлое, а, наоборот, с утверждением исторической справедливости. Миф подкрепил репутацию города.
В конце 90-х в сибирской столице почти одновременно появляются коммерческий банк «Центр державы», конфеты «Центр державы» и даже водка «Центр державы». Однако крепкий напиток не выдержал конкуренции, а банк оказался не таким «крепким». Но и по сей день идея центра державы наглядно выражается в ряде новосибирских брендов. Множество коммерческих предприятий и товаров получили названия, так или иначе связанные с популярным мифом. Но больше всего часовня полюбилась молодожёнам. Свадебное посещение «центра державы» новобрачными стала устоявшейся новосибирской традицией. И это не случайно. Ведь часовня - символ возрождения, символ единения вековой России и молодого Новосибирска.
© 2024 ARCH-I-TECT · Копирование материалов сайта без разрешения запрещено
Дизайн и поддержка: GoodwinPress.ru