Само по себе слово "благоустройство" говорит об устройстве общего блага для всех. Поэтому, прежде всего, это касается публичных пространств города – улиц, площадей, жилых дворов, парков и скверов. Практически каждый российский горожанин видит в благоустройстве элемент благотворительности, некой материальной жертвы или обременения для создания комфортной среды проживания. По этой причине часто другие аспекты публичных пространств управляющими структурами города и представителями бизнеса просто либо не рассматриваются, либо остаются без должного внимания.
Знаменитый план реконструкции Парижа в середине XIX века, выполненный под руководством барона Жоржа Эжена Османа, был в большей степени не архитектурной или градостроительной задачей. Подход был междисциплинарный, то есть более широкий, чем для отдельной дисциплины, связанной с развитием города. Политический характер реформы освещали многие теоретики советского градостроения как основу для столь разрушительной для городской исторической ткани реконструкции. Однако, если говорить современным языком, изменения Парижа были результатом буржуазного девелопмента. При реконструкции в общей сложности было реорганизовано 60% недвижимости Парижа. На свои работы Осман взял два кредита: в 1865 году – 250 миллионов франков, а в 1869 –еще 260 миллионов франков. Пространство города оформлялось не только удобным для формирования транспортной мобильности населения, что выгодно в принципе для капиталистического развития, но и позволяло за счет сноса исторических кварталов активизировать новое строительство, которое также по всем показателям было выгодно нарождающемуся классу предпринимателей. Управленческие Комиссии сдерживали хаос не только при помощи жесткого градостроительного регламента, но и за счет формирования цельной системы публичных пространств: городских лесов, парков, бульваров и проспектов. Декартовское редукционные решение проспектов и бульваров было взято также не спроста, а просто впрямую заимствовано с аристократических резиденций. Так, на подсознательном уровне буржуазия оформляла для себя парадное пространство новое городской элиты. Для прогулки горожан был обустроен Булонский лес и центральные парки Монсури и Бют-Шомон. Было создано привлекательное для инвестиций, комфортное для горожан новое пространство капиталистического города.
Формирование парадных публичных пространств в 30-х годах прошлого века в СССР имело несколько другой характер. Это стало результатом просветительского влияния таких решений, как например, реконструкции Рима при Сиксте V в ХVI в. В основу была положена не девелоперская идея развития города, а политическая, суть которой пространственная цельность Рима при помощи объединения святых мест прямыми проспектами для паломников. Такая идея отвечала христианской миссии Рима и поддерживала приток большого количества людей в город. В дальнейшем такая идеология стала основой градостроительного принципа для создания цельного города путем объединения главных символических архитектурных объектов визуальными перспективами или проспектами. Такие проспекты и бульвары становятся парадными местами публичного гуляния городской знати, что описано, например, у Н.В.Гоголя в знаменитом произведении «Невский проспект».
После жертвенной авангардной культуры ленинской эпохи, новая советская элита внедрила опыт создания парков и бульваров, которые по римской традиции поддерживала система архитектурных доминант: высотных башен, дворцов труда и культуры, театров и стадионов. Трансформация общества отразилась в пространственной структуре город, в которой выстроена настоящая пространственная иерархия: например архитектурных объектов - клуб в селе, дом культуры при заводе, дворец культуры при парке, и точно также городских ландшафтов – бульвар, сквер, парк, парк культуры и отдыха, центральный парк. Особое место заняли мемориальные пространства. Здесь торжественность достигала наивысшей точки.
Суть влияния новой пространственной культуры и получение от этого экономической выгоды понимали и русские капиталисты Российской самодержавной империи. Колыванский купец, глава города Ефграф Жернаков имел в центре Колывани в собственности городской сад. Он открывал его для свободного доступа для всех горожан в воскресение и праздничные дни. Будучи меценатом, в своем парке он устроил торжественное празднование юбилея А.С.Пушкина с приобретением металлических масок поэта и благотворительной раздачей книг великого писателя. Комфортная среда была необходима для поддержки предпринимательского климата, для создания цельности городского пространства. Колыванский городской центр превращается усилиями городской знати в социокультурный и одновременно предпринимательский кластер, который был пространственно обозначен бульваром, парком, центральным храмом, почтовой станцией и зданиями купеческой элиты.
В Новониколаевске в 1896 г. мастерская Алтайского округа (г. Барнаул) под руководством А.А.Лесневского разработала план основных магистралей будущего города. Весной этого же года межевщик Кабинета Его Величества Кузнецов на основе плана и материалов землемеров Пеньковского и Хребтова наметил первый в истории города план отвода земли под усадьбы. В результате городское пространство города украсил прекрасный ландшафт публичного пространства - центральный бульвар Николаевского проспекта. Угаданный с невероятным пророчеством большой масштаб будушего города бульвар формирует "золотую милю" элитного пространства для выгодного предпринимательства. Земельные участки скупают лучшие представители купечества, банковского и промышленного дела. Все это было поддержано с грамотными требованиями градостроительного регламента, который не только создавал безопасность, но и способствовал развитию предпринимательства. В 30-х годах прошлого века масштаб Красного проспекта был значительно укрупнен, но парадность пространства традиционно поддержана. Советская реконструкция была весьма разрушительна для купеческой застройки, но время сохранило не только отдельные архитектурные объекты, но даже целый квартал между улицами Свердлова и Коммунистическая, где сейчас разместились элитные бутики и кафе. Именно в этом месте происходит совмещение красных «ворот» центральной части города в стиле мелкобуржуазной архитектурной эклектики с классической парадностью монументальной зоны бюста А.И.Покрышкина.
Сегодня стало совершенно очевидно, что изменение масштаба и характера публичного пространства впоследствии может сказаться не только на средовой комфорт, но и прежде всего на инвестиционную привлекательность и конкурентную способность Красного проспекта как городской территории. Архитекторам, городским менеджерам и всем новосибирцам к этому стоит отнестись с большим вниманием.
Начало. Продолжение следует.© 2024 ARCH-I-TECT · Копирование материалов сайта без разрешения запрещено
Дизайн и поддержка: GoodwinPress.ru