16 декабря 2013      3490    

Never-сибирск: нереализованные проекты новосибирских архитекторов

136Компьютерные технологии изменили профессию архитектора. Она не стала проще, ведь, как и раньше, главным в проекте осталась идея. Но способы донести свою идею, вырастить из нее готовый проект, поменялись серьезным образом. Как же было раньше, до того, как компьютер прочно вошел в жизнь архитектора? Ответ на этот вопрос можно получить на выставке «Never-сибирск: нереализованные проекты новосибирских архитекторов», открывшейся 10 декабря в стенах Музея города.

Выставка получилась разноплановая,  и ее название не совсем верно отражает содержание экспозиции. Нереализованные проекты прошлого и настоящего – всего лишь небольшая часть того материала, что разместился в трех музейных залах. Здесь есть место и студенческим работам, и зарисовкам с натуры, и живописи, и макетам, и фотографии. Из всего этого многообразия организаторы создали любопытный микс, позволяющий заглянуть в профессию архитектора прошлого и настоящего. Экспозицию подготовили Музей истории архитектуры Сибири им. С. Н. Баландина и проектный институт "ЗапСибНИИПроект 2".

101Выставку открывает уголок, посвященный великому сибирскому зодчему А. Д. Крячкову. Небольшая витрина демонстрирует портрет архитектора и некоторые его личные вещи, такие как чертежные принадлежности, пресс-папье и чашку. Рядом с витриной на стене красуются фрагменты проектов А. Д. Крячкова – город-сад Кузнецк, городское училище в Акмолинске и первый вариант новосибирского Академгородка.

112Значительное место в экспозиции организаторы отвели генплановским работам. Например, шикарный образец реконструкции центральной части Новосибирска, выполненный в середине ХХ века. В случае его реализации город получил бы масштабный ансамбль в духе так называемого сталинского ампира. Генеральный план города, выполненный в 1920-х годах, стоит созерцать спокойно и внимательно. Тогда можно увидеть весьма любопытные решения, которым так и не суждено сбыться – проспект Дзержинского, приходящий в центр, диагональные магистрали в Октябрьском районе…

115Экспозиция хорошо демонстрирует, что советские проекты первой половины ХХ века отличаются своей масштабностью и размахом. Размах иногда был настолько велик, что превосходил реальные возможности, а их реализация была крайне затруднительна. Например, Дом науки и культуры – масштабное строение, предполагающее трансформацию внутреннего пространства под различные мероприятия. Итогом этого проекта стал Театр Оперы и Балета в Новосибирске, здание, безусловно, грандиозное, но все же уступающее тем замыслам, которые были изначально.

107Студенческие работы былых времен – другая сторона архитектурной жизни, представленной на выставке. Рассматривая работы можно увидеть такие любопытные вещи: например, подпись «Проект Е. Ащепков. Рук. Арх. В. Масленников. 35 г». В. Масленников станет одним из авторов знаменитого Стоквартирного дома на площади Свердлова, а Е. Ащепков прославится своими трудами по деревянному зодчеству Сибири и архитектуре Китая.

В экспозиции представлен дипломный проект Дворца труда 1924 года, выполненный под руководством известного сибирского архитектора К. К. Лыгина. Между прочим, в собраниях Музея истории архитектуры Сибири им. С. Н. Баландина это старейшая дипломная работа.

Любопытны курсовые проекты, выполненные студентами в начале 50-х годов. Библиотека выполнена в духе сталинских высоток, на ее фасаде выстроились великие деятели культуры, над которыми возвышаются гигантские фигуры Ленина и Сталина. Огромный выставочный павильон на набережной со спускающейся к реке лестницей, которую фланкируют фигуры медведей. Важно понимать, что эти проекты, будучи курсовыми, не могли быть реализованы в любом случае. Но сами темы брались из жизни, а значит уже в 50-е годы, а может и раньше в Новосибирске задумывались о строительстве таких, грандиозных по масштабам и значимых в плане культуры, объектов. Некоторым из них было суждено возникнуть десятилетия спустя, некоторым – через полвека, а какие-то так и остались нереализованными.

121Отдельной темой через всю выставку проходит околопрофессиональная деятельность архитектора. Это дизайн открыток, рисунок и живопись, фотография. Наброски, этюды, зарисовки, городские пейзажи раскрывают Е. А. Ащепкова, С. Н. Баландина, Б. А. Захарова, А. А. Кондратьева, А. Н. Лаптяйкина, Н. В. Васильева,  как талантливых художников.

Рассказ о жизни архитекторов докомпьютерной эры дополняют комиксы на стенах и витрина с профессиональными инструментами – рапидографами, рейсфедерами, готовальнями, этюдниками и т.д. Очень жаль, что организаторам не удалось найти кульман, этот величественный предмет из моего детства.

131140

135

 

 

 

 

 

В оформлении выставки есть несколько интересных задумок. Часть экспозиционного материала расставлена по шкафчикам и другим предметам мебели, создавая небольшие уютные уголки абстрактной квартиры зодчего. Любопытен и занавес, на котором приведено Постановление Центрального Комитета КПСС и Совета министров СССР «Об устранении излишеств в проектировании и строительстве». Собственно, этот занавес фактически отделяет залы, в которых представлена сталинская эпоха, от залов советского модернизма второй половины ХХ века и современной архитектуры постсоветского времени.

142Наконец, третья «фишка» выставки – большая подсвеченная стена с черно-белыми фотографиями. Тема этой стены немного печальна. Здесь изображены несуразности, нелепости, случайности, плохое отношение к архитектурному наследию. Впрочем, сказать однозначно, что на стене собран один негатив, нельзя. Некоторые кадры скорее любопытны, как например сочетания стеклянных высоток нового века и деревянных домиков прошлого столетия. Этот стенд – повод задуматься о судьбе города, о его прошлом, настоящем и будущем. И задуматься должен каждый горожанин, чтобы после выйти на улицу и начать творить. Или, как минимум, выбросить бычок или фантик в урну, а не на асфальт. Даже с этого маленького действия город может стать лучше. И нереализованный Новосибирск начнет приобретать вполне реальные очертания.

© 2024 ARCH-I-TECT · Копирование материалов сайта без разрешения запрещено
Дизайн и поддержка: GoodwinPress.ru