03 мая 2012      1674      Комментарии выключены

Конкурсный проект на архитектурную идею музея Нам Джун Пайка. Куонги, Корея

(Данная статья является дополненной авторской редакцией статьи «Конкурсный проект на архитектурную идею музея Нам Джун Пайка. Куонги, Корея», размещенной в журнале Проект Сибирь  №23, 2005г)

авторы: О.Зенков, О.Ватякова, Н.Кудрявцева, А.Лоц, М.Назаров, Ю.Селезнёв, И.Поповский

Музей Нам Джун Пайка в корейской провинции Куонги должен был стать хранилищем  творческих достижений этого всемирно известного медиа-художника, изменившего основы представления современного искусства, и одновременно домом для его будущей художественной деятельности. Нам Джун Пайк (Nam Junе Paik) родился в 1932 году в Корее. Музыкальное образование он получил в Японии, затем продолжил его в Германии, и в 34 года эмигрировал в США. В Германии Нам Джун Пайк после знакомства с музыкантом Джоном Кейджем и его творчеством начал экспериментировать с сочетанием медийных технологий и искусства. В основе новых произведений Пайка лежало столкновение высокого искусства и повседневности, а главным изобразительным средством выступил телевизор.  Пайк был первооткрывателем в сочетании приемов телевещания с видеопроектами, созданными художником, упорядоченными сложной визуальной и акустической матрицей. Одни проекты Пайка были созданы для показа на большом экране. Другие – для демонстрации одновременно на десятках  телевизоров – некой матрице, или решетке.

Конкурс был объявлен в марте 2003 года. В соответствии с программой в здании музея должны были разместиться комплекс из трёх временных и постоянных выставочных пространств – галерея Пайка, копия его художественной студии и зал для демонстрации видеоработ и инсталляций. Кроме того, в музей должны были входить исследовательские и образовательные пространства, помещения для перформансов, и, как следствие, помещения кафе, торговли, рекреации, в том числе для размещения скульптур. В августе 2003 года международное жюри под председательством Одиль Декк (Odille Decq) из Франции и Йонг Сон Ким (Jong Soung Kimm) из Ю.Кореи подвело итоги. Лучшей была признана работа Кирстен Шемель (Kristen Schemel) из Германии. На конкурсе было представлено 439 проектов из 53 стран, в том числе из России.

Одна из таких работ была выполнена в новосибирской проектной фирме ООО «АПМ-2002». Авторский коллектив состоял из студентов НГАХА, пришедших в фирму на производственную практику, и трёх профессиональных архитекторов.

Для определения концепта конкурсной работы были проведены дискуссионные обсуждения понятия современного искусства. В ходе «мозговых атак», в частности, был выявлен парадокс этого понятия, так как современность есть некий неуловимый миг между прошлым и будущим. Отсюда - сегодняшняя актуальная новизна через какой-то промежуток времени перерождается в обыкновенное архивное прошлое.

Так был обозначена основная проблема для концепции проекта музея современного искусства - само понятие современного искусства. Искусство неопределимо и непредсказуемо по своей сути, особенно произведения  современного искусства, которые  могут быть не только продуктом творческой деятельности уникального индивида, но и синтезом творческого человеческого начала и новейших технологий. Выяснить, каким будет являться искусство в самое ближайшее время, тем более, заглянуть на десятилетие вперед, не представляется возможным. Не исключен также случай технического прорыва, способного рассеять все предположения. Примечательно, что такое определение современного искусства, по мнению авторов, полностью соответствует основному направлению творчества самого Нам Джун Пайка.

Из этого следовало, что основная концепция проекта должна быть направлена на возможность создания объекта, максимально приближенного к понятию музея как центра современного искусства, при этом некая универсальность объекта должна позволить сохранять дух  современности в ближайшем и далёком будущем.

Концепция: центр современного искусства как чистый лист (blank) перед художником -

«чистый лист» - абстрактная идея творчества, точка отсчета, максимально освобожденная и освобождающая от всевозможных рамок и условностей.

«чистый лист» - отражение современного искусство и стимул для его развития.

В проекте «чистым листом» является пространство сменной экспозиции, именно здесь можно наблюдать зарождение и развитие новых тенденций современного искусства.

В первоначальном виде зона сменной экспозиции представляет собой открытую площадку размером 18,5 на 26 метров (масштабное увиличение формата А4) и является центром композиции комплекса в целом. Площадка является лишь основой предстоящих экспозиций, авторы которых будут иметь возможность формировать необходимое пространство на «листе» и за его пределами.

Площадка снабжена минимальными базовыми трансформациями, позволяющими формировать полностью или частично закрытый объем. Трансформации осуществляются с помощью четырёх домкратов в углах площадки для создания бесконечных комбинаций уклонов и многофункциональных пандусов, имеющих три степени свободы. Пандусы могут стать ограждающими конструкциями экспозиции; стенами и перекрытием, навесом, любыми наклонными поверхностями, в том числе и пешеходными связями.

После того как «чистый лист» - трансформируемое экспозиционное сооружение стал не только идейным, но и композиционным центром проекта – участникам проекта оставалось лишь, следуя удобной функциональной схеме, распределить по склонам холма требуемые по заданию пространства.  Желание однозначно, формально и незавуалированно подать основную составляющую концепции – обрекло творческую группу на раздробленное, комплексное объёмно-пространственное решение музея. Как любое другое, это решение имело право на существование, однако, по мнению старших участников команды, оно было выполнено не в русле существующих тенденций, поэтому не могло претендовать на успех. Тем не менее, по общему же мнению, это было сознательно принятое авторское решение, отражающее бескомпромиссность  и  дух  студенческого максимализма,  которое должно было воплотиться в проекте музея. В данном случае не следование трендам, а философское осмысление понятия современного искусства стала ключевой авторской позицией.

Послесловие

Сам Нам Джун Пайк (1932 – 2006) из-за своей кончины так и не увидел музей.

Молодая женщина-архитектор из Германии – Кирстен Шемель, руководитель собственной мастерской Kirsten Schemel Architekten, профессор Мюнстерского университета прикладных наук получила 20000 американских долларов, и заказ на реализацию проекта. В 2008 году проект был реализован. Общая площадь нового центра Нам Джун Пайка составила 5600 квадратных метров. Три его этажа уходят под землю, два остаются над ней. Большая часть этого пространства служит местом демонстрации проектов. Пространство центра, существующее не как четкая и ясная система помещений, а как сложная матрица, делает архитектурный проект не просто выставочным пространством, а инструментом в руках кураторов, художников и посетителей.

Арт-центр был открыт 8 октября 2008 года масштабным событием – фестивалем Now Jump, который продлился до 5 февраля 2009.

Проект архитектурной идеи музея Нам Джун Пайка, выполненный в  ООО «АПМ-2002» архитекторами О.Зенковым, О.Ватяковой, Н.Кудрявцевой, А.Лоц, М.Назаровым, Ю.Селезнёвым, И.Поповским, был удостоен диплома «Золотой Капители» в 2003 году.

Архивы
Проверка ТИЦ
Яндекс цитирования

© 2024 ARCH-I-TECT · Копирование материалов сайта без разрешения запрещено
Дизайн и поддержка: GoodwinPress.ru