28 апреля 2012      2933      0

1500000-му жителю Новосибирска посвящается…

Иногда в сердцах новосибирец скажет про свой город – «большая деревня». Действительно, из иллюминатора самолёта можно увидеть огромные площади, занятые частным сектором и огороды, огороды… Партийная номенклатура стыдилась этих районов, поэтому с 30-х годов из исторической хроники исчезла целая республика городских жителей, убирающих ежегодный урожай со своих крохотных земельных участков чуть ли не рядом с Оперным театром. «Частная» жизнь не попадала в контекст коммунизма, в стране бурлила общественная и коллективная жизнь. Про тёмные переулки малоэтажной застройки бродили невероятные слухи. Однажды известный новосибирский архитектор-градостроитель Валерий Павлович Блинков шёл через знаменитую каменскую нахаловку поздно вечером. На мостике его поджидали местные «джентльмены удачи». Поскольку Блинков был одет в дублёнку, то «джентльмены» предложили незатейливый обмен его одежды на их телогрейку. Но в последний момент каменские «ребята» почему-то заинтересовались родом занятия жертвы. Валерий Павлович честно признался, что он архитектор. Затем, всё так же по желанию грабителей, автор многих градостроительных идей подробно рассказал об архитектуре, а также о будущем Новосибирска, в частности, о будущем окружающей их Каменки. Местные разбойники вернули дублёнку архитектору и отпустили домой, предупредив, что они не каждый день здесь, есть и другие, поэтому не советовали повторять попытку пересечения столь криминального района. Вот так сильно хотелось изменений в жизни…

Будущее завораживало жителей трущоб и необустроенных жилищ, поэтому они, сидя на чемоданах, ждали счастливого сноса, когда толпа прописанных родственников получит долгожданный квартирный рай с тёплым туалетом. Время шло, однако благоустроенная центральная Коммунистическая улица ближе к Каменке медленно превращалась в Коммунистический спуск, а затем и вовсе заканчивалась Коммунистическим тупиком. Правда, часть каменской нахаловки снесли, создав на многие годы неблагоустроенный пыльный пустырь. Ушли люди, засыпали речку… Но на акварелях Н.Грицюка сохранился фантастический образ каменской нахаловки, сверхплотного и сверхнеблагоустроенного неформального поселения, существовавшего с первых дней истории Новосибирска. Когда вице-президент Никсон приезжал в Новосибирск, он спросил, что это за бараки в припойменной территории. «Свинарники» - последовал ответ. Увидев телевизионные антенны на крышах домов, Никсон отметил: «У вас просто невероятно просвещенные свиньи…». Именно визит антисоветского государственного деятеля США предопределил судьбу каменского поселения. Его снесли…

Когда-то построить в частном секторе двухэтажный дом было нельзя, и с точки зрения согласования, и по причине острого дефицита строительных материалов. Сегодня частный сектор устал ждать. В нарушение всех строительных, пожарных и юридических норм, суровые сибирские мужики реконструируют своё убогое жилище - надстраивают, пристраивают. Застройка стала неоднородной и сложной для будущих «бульдозерных» сносов, несмотря на то, что градостроительный кодекс, казалось бы, облегчил этот процесс. Сегодня конфликты, связанные с новым строительством вместо ветхого жилья, из-за несовершенства законодательства стали повседневностью. Именно поэтому Новосибирск в недалёком будущем станет городом резких социальных контрастов. В ста – двустах метрах от будущих двадцати-тридцатиэтажных высоток на ул.Кирова пока ещё долго будут оставаться не только деревянные покосившиеся дома, но и даже грунтовые дороги без вечернего освещения.

 И всё-таки, Новосибирск пока ещё «большая деревня», но не из-за частного сектора, а скорее всего из-за негородской ментальности самих горожан. Поэтому новое строительство зданий, мостов, магистралей и транспортных развязок, далеко не у всех вызывает восторг.  Мы не научились быть добрыми и отзывчивыми соседями, не умеем договариваться и уважать друг друга. Непонятное никому будущее строительство часто схоже для нас с атакой пришельцев. Это необычайно тревожит. Как следствие, неразрешимые конфликты, волевые решения. Проигрывают при этом все.

В эпоху появления железной дороги звучали обоснованные доводы, что это принесёт непоправимый вред здоровью, так как при скорости 60 км/ч человек обязательно должен потерять сознание. Сегодня, когда есть скоростные поезда Японии, это кажется смешным. Вредность проживания в высотных зданиях обсудили почти все новосибирские региональные печатные издания. Остаётся только загадкой, почему в Гонконге, «небоскрёбном городе», средняя продолжительность жизни 79,7 лет (в средневековом традиционном Люксембурге, как и во всей Европе, меньше в среднем на 2-3 года), а в России, в которой для большинства людей девятиэтажка это небоскреб, всего только 66,5 лет! Несмотря на то, что вся страна жила в невысоких домах, мечтою советского человека было всё-таки поселиться в одной из знаменитых «сталинских» высоток, что и подтверждалось в фильме «Москва слезам не верит». Вся нормативная система СНиП в СССР была ориентирована так, чтобы высотные здания строились только в Москве, а провинции предлагалось для этого получить разрешение после продолжительных и изнурительных согласований. Чаще это заканчивалось отказом, тем более, что пожарные местные подразделения не обеспечивались должным образом спецтехникой. Точно так же в своё время был построен Петербург, когда Пётр I указом просто запретил каменное строительство во всех городах, кроме столицы, а каждый въезжающий в  Петербург обязан был привести камень. Именно с тех пор и стало известным изречение: «Камень за пазухой».

Последнее время высотное строительство стало просто фактом для Новосибирска, поэтому городу вряд ли грозит судьба «большой деревни» или «одноэтажной Америки». Большая часть частного сектора всё-таки остается ветхим жильём. Что касается возделываемых земельных участков, то огороды в Новосибирске отнюдь не экологичны, как наивно думают домохозяйки. Наша промышленность в санитарных зонах, где часто присутствует застройка как частного сектора, так и садоводческих обществ, «обогатила» почву отнюдь не удобрением, а свинцом, ртутью и прочими элементами таблицы Менделеева. Грустно, но даже зная это, люди продолжают употреблять в пищу столь сомнительные продукты.

Новосибирск всегда гордился своей промышленность, как одним из важнейших градообразующих факторов. Ведь с первых дней своего существования, традиционно наш город - труженик. Совсем недавно в 90-х годах считалось, что он навсегда превратится в оптово-перевалочную торговую базу, забывая при этом, что новосибирское олово и золото одно из лучших в мире, а завод химконцентратов снабжает ядерным топливом не только российские, но и большую часть украинских АЭС. Если вспомнить  идею строительства в Новосибирске автозавода ещё в 30-х годах прошлого века, то город вполне сегодня может бороться за развитие отечественного машиностроения. Мы же собираем свои троллейбусы. Да что там троллейбусы, разве мы не можем гордиться новосибирским авиапромом! Однако   строительство заводов, ТЭЦ, складов, увы, создаёт массу проблем, которые необходимо решать. Мы уверенно вступаем в фазу постиндустриального общества, и поэтому города должны стать чистыми и комфортными. Сегодня актуален вынос вредного производства за черту города и этот процесс уже начался, необходимо санитарная обработка заражённых и загрязнённых территорий и, конечно же, переход к новым экологическим подходам в промышленности. Совсем недавно завод химконцентратов прекратил сброс промышленных вод в обской бассейн, а это около 80000 м3 в год! Увы, индустриализация не прошла бесследно. Но стоит задуматься, что мы хотим получить –  экологическую чистоту европейской цивилизации или помойки развивающейся страны третьего мира? Каждый горожанин должен относиться к городу по-хозяйски, как к собственной квартире. Если так, то пришла пора навести порядок, прибраться, создать уют, озеленить. Кто знает, может быть, поэтому сегодня появились в городе подвешенные цветочные клумбы. Ведь они так напоминают стоящие на подоконниках домашние растения в горшках, которые ежедневно заботливо поливает всякая добрая хозяйка.

119 лет Новониколаевска-Новосибирска для Вселенной – миг. В моей антикварной коллекции городских открыток  вся история жизни столицы Сибири. Просматривая эти фотодокументы, всегда удивляешься необычайному росту города. Но  несколько лет назад коллекция пополнилась новыми открытками, ставшими для меня сразу же одними из любимейших. Они распространялись бесплатно, в магазинах, ресторанах и кафе города. Это художественные коллажи или фотомонтажи-плакаты с надписью «Я люблю Новосибирск!». Так горожане искренне выражали свои чувства в очередной день города. Такое же  признание в любви уже много лет звучит в припеве гимна Новосибирска. И это правильно. Как писал известнейший теоретик советского градостроительства А.Э. Гутнов: «Надо любить город – это самый надёжный и самый естественный путь к познанию его тайны». Только  любовь к городу поможет  нам выбрать правильный путь развития.

 Я люблю Новосибирск. Вот вы скажете тесно, а я – уютно, вы скажете серо, а я – строго, вы твердите «пробки», ну а я –  мы же столица, вы скажете хаос, а я – творческий беспорядок. Нет экологии? Да у нас лучший в мире зоопарк, с лучшим в мире директором. А зоопарку-то уже 60 лет! Мы всегда простим недостатки своим близким людям, потому что понимаем и любим их. Так и с городом. Как-то я был свидетелем спора москвича с новосибирцем. Пытаясь поставить на место провинциала, столичный гость иронично отозвался о скромной величине сибирского метро. «Зато у нас телевизоры в каждом вагоне!» - не моргнув глазом, парировал наш земляк. Ну, что тут скажешь, осталось только развести руками…

Как гласит легенда, однажды Хаджу Насреддина жители среднеазиатского городка спросили:  «Где центр Вселенной?» Он, воткнув перед собой палку, ответил: «Здесь - центр». «Не может быть,» - не поверили горожане. «Не верите? Тогда померьте от этой палки в разные стороны до конца Вселенной, тогда и проверите, прав ли я!» -  заключил легендарный герой азиатских мифов.

Вот так и Новосибирск на протяжении всей своей истории брал на себя ответственность быть в центре Сибири. А пока «не проверили», нам просто необходимо  выйти на тот достойный уровень, чтобы уже ни у кого не было сомнений о статусе нашего города. Что касается многочисленных мифов, то они всегда будут отражать дух места, раскрывая тайные желания горожан. Сложилась ведь традиция погладить бронзовый живот забавного постового у памятника светофору на ул.Серебрениковской, и таким образом оградить себя от нежелательных штрафов. Вот так возникают новые легенды и мифы…

Города существуют с незапамятных времён. Руины древних поселений и  памятники городских культур, словно страницы великой книги истории человечества, сообщают нам об умерших цивилизациях и  о давно забытых временах. Каждая эпоха остаётся в характере застройки, в планировке или силуэте.

Древний Египет оставил нам города-храмы. Это та вечная архитектура, которую создала жреческая знать, и именно поэтому почти не сохранились ветхие жилища строителей и простых горожан. Средневековье подарило городской культуре Амстердама сверхплотную застройку и, как результат, самую узкую улицу в мире, ширина которой всего 81 см. Капитализм же бесконечно увеличил города, «вытянув» улицы в длинные и порой однообразные коридоры. Например, в Буэнос-Айресе на такой улице уместилось двадцать тысяч домовых номеров. Социализм, наоборот, значительно расширил улицы. В столице Бразилии зодчие, разделявшие социалистические идеи, в 1960-е годы расширили транспортную магистраль до 300 метров, а в советской России в г.Тольятти улицы в красных линиях достигали ширины до 500 м.    Это было вызвано как и санитарными требованиями и условиями военной доктрины (свободные проезды от завалов при ядерной бомбардировке), так и театральностью, зрелищностью социально-политического устройства. Ведь при проектировании таких городов учитывались карнавалы, массовые гуляния в Бразилии и праздничные демонстрации в СССР.

Новосибирск появился и жил в водовороте русских революций и войн ХХ века, а как говорят китайцы, не дай Бог жить в эпоху перемен. Бурное стихийное переселение полутора миллионов человек на  дикое экстремальное природное пространство в течении 100 лет, конечно же, отпечаталось безобразными шрамами на городской ткани. Ошибочно и утопично считать, что мы когда-то решим все проблемы. Бесконечный процесс развития неминуемо ставит новые и новые трудные вопросы, которые предстоит решать городскому сообществу, причем не откладывая на завтрашний день. Научившись компромиссно и конструктивно планировать будущее города, мы сможем сделать нашу жизнь более комфортной и благоустроенной.

Каждый город уникален, неповторима его суть, зашифрованная в знаковых городских символах, а также в многочисленных проявлениях общественной, духовной жизни горожан. «Что город, то норов» - давняя поговорка лишь отражает необъятный мир городской культуры. Поэтому в заключении своих рассказов хочется привести высказывание известного исследователя городской среды В.Л.Глазычева: « Культура не физический объект, не объект науки (уже потому, что включает в себя самое науку) и потому точность определений немного стоит. Что от того, если мы логически «точно» опишем культурный потенциал города: это мера способности городского сообщества создавать вновь и поддерживать условия своего развития. Что есть городское сообщество и что – условия его развития и что это за способность, и какова может быть её мера? – попытка ответа на каждый из этих вопросов потянет за собой следующие цепочки вопросов, и нам грозит обычная драма преждевременного теоретизирования: не удастся добраться до самой сути предмета. Выберем другой путь – последовательного приближения к сути, не связывая себя заранее ничем, кроме толики наблюдательности и здравого смысла»[1].


[1] Городская среда. Технология развития: Настольная книга/ В.Л.Глазычев, М.М.Егоров, Т.В.Ильина и др. – М.: «Издательство Ладья», 1995, стр.13

  Метки:

Ваш комментарий

Ваш email не будет опубликован. Обязательные поля отмечены *

Вы можете использовать это HTMLтеги и атрибуты: <a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <strike> <strong>

Архивы
Проверка ТИЦ
Яндекс цитирования

© 2024 ARCH-I-TECT · Копирование материалов сайта без разрешения запрещено
Дизайн и поддержка: GoodwinPress.ru