Новосибирский межвузовский кампус


Идея создания межвузовского кампуса в Новосибирске, зародившись в начале этого года в кабинетах областного правительства и муниципалитета, получила дальнейшее развитие. В рамках IV международного инновационного форума Интерра, прошедшего в сентябре, состоялась экспертная сессия по созданию межвузовского кампуса в Новосибирске. На сессии были представлены концептуальные проекты студентов различных вузов, в том числе и концепт студентов 5 - 6 курсов НГАХА.
Проанализировав исторический материал возникновения и развития кампусов и современный международный опыт их строительства, студенты выявили основные типы университетских кампусов, определили их достоинства и недостатки, и предложили свою концепцию.
Согласно этой концепции, межвузовский новосибирский кампус будет интегрирован в городскую ткань и частично открыт для внешних связей посредством открытых функциональных блоков, сохраняя при этом приватность и, соответственно, безопасность жилой студенческой зоны.
Основной особенностью концепта является возможность изменять структуру и внешний вид кампуса, как в целом, так и отдельных сооружений, при воздействии раздражителей (внешней среды) или при возникновении внутренней необходимости. Достигается это за счет модульности.
Кампус включает в себя жилую зону, бизнес-инкубатор, общественный центр, рекреационную зону. Каждую из этих зон авторы концепции рассматривали как меняющееся пространство, не имеющее четкого стационарного положения. Модуль, подобно живой клетке, рассматривается как единица роста, развития и трансформации в условиях постоянно меняющихся образовательных и жизненных процессов, изменений ландшафта и т.д.


Концепцию разработали студенты НГАХА Яна Демина, Анастасия Кулишова, Зинаида Бакланова, Марина Плаксина, Наталья Сайфутдинова под руководством заведующего кафедрой АГЗ Игоря Викторовича Поповского.

Читать далее »

Городское вмешательство в центре Сиэтла. Презентация проекта-победителя


.

Читать далее »

Городское вмешательство в центре Сиэтла. Конкурсное предложение Hoshino Architects


Решая сложную задачу создания общественного пространства в центре Сиэтла, используя при этом простую структуру, Hoshino Architects предлагает трансформировать пространство в уровне земли в пустоты и участки, специально оставленнные для перемещений. Этому противопоставлены круги, содержащие общественные функции и произвольно разбросанные в уровне поля. Как обычное городское пространство, циркулирующее пространство иногда необычно изменяет свою функцию, становясь видовой галереей для событий, происходящих ниже, в уровне поля. Такая двухуровневая структура переплетается и создает полноценный  «пористый пейзаж». (ещё…)

Читать далее »

Открытие памятника Александру III в Новосибирске


 В ночь с 22 на 23 июня 2012 года, накануне Дня Города, в Новосибирске состоялось открытие памятника Александру III, подписавшему указ о начале строительства Транссибирской магистрали, давшей жизнь крупнейшему городу в Сибири. Памятник был установлен на постамент еще 10 июня, однако все это время был скрыт от взоров новосибирцев.

Церемонию открытия предваряло выступление коллективов Новосибирской филармонии и Новосибирского академического симфонического оркестра. Послушать музыку, потанцевать и посмотреть на новый памятник по оценке журналистов НГС пришло около 5 тысяч горожан.

 

В полночь покрывало было сдернуто с памятника, и Александр III предстал перед собравшимися людьми во всем величии. Пятиметровая фигура российского императора расположена на постаменте высотой в 8 метров.

На церемонии открытия присутствовали первые лица города и области, а также автор скульптуры Салават Щербаков.

Специальным гостем мероприятия стал праправнук Александра III Павел Куликовский.

Подробнее про открытие памятника Александру III в ближайшие дни можно будет прочитать в блоге Дмитрия Поповского.

Читать далее »

Золотая капитель. Дни архитектурного солнцестояния.


С 20 по 22 июня в здании НГАХА проходит в летнем формате архитектурный фестиваль "Золотая капитель". Вчера, 20-го июня, состоялось открытие фестиваля. События прошедшего дня: открытие выставки "Архитектура никогда. Амаргеддом", выставки лауреатов и дипломантов конкурса "Золотая Капитель 2012", мастер-класс Кристофа Пича, руководителя проектной мастерской Tilke und Partner -Sibir.GmbH (Германия - Россия).

Сегодняшний день 21 июня будет интересен новыми событиями: презентацией ежегодного альманаха СА.2011 Союза архитекторов России, показом фильма Last call for planet Earth (Последняя просьба планете Земля) об эко-архитектуре, мастер-классом Ивана Шалмина.

Закончатся дни архитектурного солнцестояния 22 июня презентацией третьего номера журнала "Современная архитектура" и подведением итогов  конкурса "Архитектура никогда. Амаргеддом".

Начало всех мероприятий в 16 часов, проходят они в НГАХА в ауд.206.

 

Читать далее »

Сибирский политехнический музей. Начало.


автор проекта: Холоша Анна

8 июня 2012 г. в мэрии г. Новосибирска под председательством мэра Владимира Городецкого состоялось совещание инициативной группы по созданию Сибирского политехнического музея в рамках дальнейшего развития площадки, примыкающей к территории Детско-юношеского астрофизического центра с планетарием на Ключ-Камышенском Плато.  Куратором инициативной группы, как и при создании астрофизического центра,  выступил Скасырский Василий Андреевич, который предоставил отчет по проделанной предварительной работе. Важной составляющей этой работы явились курсовые проекты, выполненные студентами 511 группы Новосибирской архитектурно-художественной академии под руководством преподавателей кафедры архитектуры гражданских зданий Деева Н.Н., Палей Н.А., Зенкова О.С., Поповского И.В., Поповской М.Б.

автор проекта: Дёмина Яна

О проделанной студентами работе рассказал И.В. Поповский, доцент кафедры АГЗ НГАХА. Курсовые проекты выполнялись студентами в два этапа.  Первоначально были разработаны проекты-концепции, определяющие различные направления для проектирования политехнического музея: музей-навигатор, музей-интегратор, музей-провокатор, музей-машина времени. Затем, в рамках этих концепций, студенты выполнили курсовой проект здания политехнического музея на основе конкретного задания в привязке к существующей градостроительной ситуации. При выполнении курсового проекта студенты руководствовались утвержденным проектом планировки места проектирования.

автор проекта: Плаксина Марина

На совещании инициативной группой были рассмотрены возможные формы финансирования и источники привлечения инвестиций для реализации проекта, обсуждались сроки и этапы реализации идеи. Владимир Филиппович Городецкий поддержал инициативу создания Сибирского политехнического музея. На совещании было принято решение разработки концепции создания музея с привлечением специалистов и экспертов из профессиональных сообществ в области архитектуры, экономики, градоуправления для формирования будущего задания для рабочего проектирования. Решением инициативной группы поддержана и принята идея интерактивности Сибирского политехнического музея, предложенная присутствующими на совещании экспертами, и проработанная новосибирскими студентами-архитекторами.

Ерохина Анастасия, 511 гр. НГАХА, 2012 г.

Плаксина Марина, 511 гр. НГАХА, 2012 г.

Сайфутдинова Наталья, 511 гр. НГАХА, 2012 г.

Холоша Анна, 511 гр. НГАХА, 2012 г.

Читать далее »

Награждение лауреатов Премии Дом Года-2012


Всероссийская открытая общественная архитектурно-строительная Премия Дом Года/Best Building Awards назвала лучшие реализованные в минувшем году проекты на торжественной церемонии в рамках выставки Арх Москва в ЦДХ на Крымском валу. ГРАН-ПРИ по итогам всенародного онлайн-голосования выиграл жилой комплекс “Дом на Мосфильмовской” мастерской Сергея Скуратова. Равноценную награду получил и девелопер проекта ЗАО «Дон-Строй Инвест». В открытом общественном голосовании всего зафиксировано более 33 тысяч участников, среди которых не только россияне, а и жители Норвегии, Соединенных Штатов Америки, Украины, Беларуси, Германии, Китая, Японии, всего более 20 стран мира. Читать далее...

Читать далее »

Выбор победителя Премии Дом Года-2012


24 мая закончилось открытое всенародное общественное онлайн-голосование по выбору победителя Премии Дом Года-2012.   Выбор победителя конкурса проходил в три этапа. На первом этапе экспертным советом был сформирован Лонг-лист, в который вошли два Новосибирских объекта, представленных на конкурс автономной некоммерческой организацией «Сибирский Центр Содействия Архитектуре»: здание Детско-юношеского астрофизического центра с планетарием и здание Академпарка. Оба здания были введены в эксплуатацию в начале этого года. На втором этапе экспертный совет отобрал Шорт-лист из 12 объектов, в который был включен Новосибирский Академпарк. Затем состоялось открытое всенародное он-лайн голосование,  безусловными лидерами которого стали жилой комплекс "Дом на Мосфильмовской" в г.Москва и здание Новосибирского Академпарка, и определился победитель Премии Дом Года/Best Building Awards.

Архитектурные объекты, вошедшие Лонг-лист и Шорт-лист Премии Дом Года/Best Building Awards, экспонируются на ежегодной выставке «АРХ Москва» в ЦДХ на Крымском валу, проходящей в настоящее время с 23 по27 мая.

 

Читать далее »

Конкурсный проект на архитектурную идею музея Нам Джун Пайка. Куонги, Корея


(Данная статья является дополненной авторской редакцией статьи «Конкурсный проект на архитектурную идею музея Нам Джун Пайка. Куонги, Корея», размещенной в журнале Проект Сибирь  №23, 2005г)

авторы: О.Зенков, О.Ватякова, Н.Кудрявцева, А.Лоц, М.Назаров, Ю.Селезнёв, И.Поповский

Музей Нам Джун Пайка в корейской провинции Куонги должен был стать хранилищем  творческих достижений этого всемирно известного медиа-художника, изменившего основы представления современного искусства, и одновременно домом для его будущей художественной деятельности. Нам Джун Пайк (Nam Junе Paik) родился в 1932 году в Корее. Музыкальное образование он получил в Японии, затем продолжил его в Германии, и в 34 года эмигрировал в США. В Германии Нам Джун Пайк после знакомства с музыкантом Джоном Кейджем и его творчеством начал экспериментировать с сочетанием медийных технологий и искусства. В основе новых произведений Пайка лежало столкновение высокого искусства и повседневности, а главным изобразительным средством выступил телевизор.  Пайк был первооткрывателем в сочетании приемов телевещания с видеопроектами, созданными художником, упорядоченными сложной визуальной и акустической матрицей. Одни проекты Пайка были созданы для показа на большом экране. Другие – для демонстрации одновременно на десятках  телевизоров – некой матрице, или решетке.

Конкурс был объявлен в марте 2003 года. В соответствии с программой в здании музея должны были разместиться комплекс из трёх временных и постоянных выставочных пространств – галерея Пайка, копия его художественной студии и зал для демонстрации видеоработ и инсталляций. Кроме того, в музей должны были входить исследовательские и образовательные пространства, помещения для перформансов, и, как следствие, помещения кафе, торговли, рекреации, в том числе для размещения скульптур. В августе 2003 года международное жюри под председательством Одиль Декк (Odille Decq) из Франции и Йонг Сон Ким (Jong Soung Kimm) из Ю.Кореи подвело итоги. Лучшей была признана работа Кирстен Шемель (Kristen Schemel) из Германии. На конкурсе было представлено 439 проектов из 53 стран, в том числе из России.

Одна из таких работ была выполнена в новосибирской проектной фирме ООО «АПМ-2002». Авторский коллектив состоял из студентов НГАХА, пришедших в фирму на производственную практику, и трёх профессиональных архитекторов.

Для определения концепта конкурсной работы были проведены дискуссионные обсуждения понятия современного искусства. В ходе «мозговых атак», в частности, был выявлен парадокс этого понятия, так как современность есть некий неуловимый миг между прошлым и будущим. Отсюда - сегодняшняя актуальная новизна через какой-то промежуток времени перерождается в обыкновенное архивное прошлое.

Так был обозначена основная проблема для концепции проекта музея современного искусства - само понятие современного искусства. Искусство неопределимо и непредсказуемо по своей сути, особенно произведения  современного искусства, которые  могут быть не только продуктом творческой деятельности уникального индивида, но и синтезом творческого человеческого начала и новейших технологий. Выяснить, каким будет являться искусство в самое ближайшее время, тем более, заглянуть на десятилетие вперед, не представляется возможным. Не исключен также случай технического прорыва, способного рассеять все предположения. Примечательно, что такое определение современного искусства, по мнению авторов, полностью соответствует основному направлению творчества самого Нам Джун Пайка.

Из этого следовало, что основная концепция проекта должна быть направлена на возможность создания объекта, максимально приближенного к понятию музея как центра современного искусства, при этом некая универсальность объекта должна позволить сохранять дух  современности в ближайшем и далёком будущем.

Концепция: центр современного искусства как чистый лист (blank) перед художником -

«чистый лист» - абстрактная идея творчества, точка отсчета, максимально освобожденная и освобождающая от всевозможных рамок и условностей.

«чистый лист» - отражение современного искусство и стимул для его развития.

В проекте «чистым листом» является пространство сменной экспозиции, именно здесь можно наблюдать зарождение и развитие новых тенденций современного искусства.

В первоначальном виде зона сменной экспозиции представляет собой открытую площадку размером 18,5 на 26 метров (масштабное увиличение формата А4) и является центром композиции комплекса в целом. Площадка является лишь основой предстоящих экспозиций, авторы которых будут иметь возможность формировать необходимое пространство на «листе» и за его пределами.

Площадка снабжена минимальными базовыми трансформациями, позволяющими формировать полностью или частично закрытый объем. Трансформации осуществляются с помощью четырёх домкратов в углах площадки для создания бесконечных комбинаций уклонов и многофункциональных пандусов, имеющих три степени свободы. Пандусы могут стать ограждающими конструкциями экспозиции; стенами и перекрытием, навесом, любыми наклонными поверхностями, в том числе и пешеходными связями.

После того как «чистый лист» - трансформируемое экспозиционное сооружение стал не только идейным, но и композиционным центром проекта – участникам проекта оставалось лишь, следуя удобной функциональной схеме, распределить по склонам холма требуемые по заданию пространства.  Желание однозначно, формально и незавуалированно подать основную составляющую концепции – обрекло творческую группу на раздробленное, комплексное объёмно-пространственное решение музея. Как любое другое, это решение имело право на существование, однако, по мнению старших участников команды, оно было выполнено не в русле существующих тенденций, поэтому не могло претендовать на успех. Тем не менее, по общему же мнению, это было сознательно принятое авторское решение, отражающее бескомпромиссность  и  дух  студенческого максимализма,  которое должно было воплотиться в проекте музея. В данном случае не следование трендам, а философское осмысление понятия современного искусства стала ключевой авторской позицией.

Послесловие

Сам Нам Джун Пайк (1932 – 2006) из-за своей кончины так и не увидел музей.

Молодая женщина-архитектор из Германии – Кирстен Шемель, руководитель собственной мастерской Kirsten Schemel Architekten, профессор Мюнстерского университета прикладных наук получила 20000 американских долларов, и заказ на реализацию проекта. В 2008 году проект был реализован. Общая площадь нового центра Нам Джун Пайка составила 5600 квадратных метров. Три его этажа уходят под землю, два остаются над ней. Большая часть этого пространства служит местом демонстрации проектов. Пространство центра, существующее не как четкая и ясная система помещений, а как сложная матрица, делает архитектурный проект не просто выставочным пространством, а инструментом в руках кураторов, художников и посетителей.

Арт-центр был открыт 8 октября 2008 года масштабным событием – фестивалем Now Jump, который продлился до 5 февраля 2009.

Проект архитектурной идеи музея Нам Джун Пайка, выполненный в  ООО «АПМ-2002» архитекторами О.Зенковым, О.Ватяковой, Н.Кудрявцевой, А.Лоц, М.Назаровым, Ю.Селезнёвым, И.Поповским, был удостоен диплома «Золотой Капители» в 2003 году.

Читать далее »

1500000-му жителю Новосибирска посвящается…


Иногда в сердцах новосибирец скажет про свой город – «большая деревня». Действительно, из иллюминатора самолёта можно увидеть огромные площади, занятые частным сектором и огороды, огороды… Партийная номенклатура стыдилась этих районов, поэтому с 30-х годов из исторической хроники исчезла целая республика городских жителей, убирающих ежегодный урожай со своих крохотных земельных участков чуть ли не рядом с Оперным театром. «Частная» жизнь не попадала в контекст коммунизма, в стране бурлила общественная и коллективная жизнь. Про тёмные переулки малоэтажной застройки бродили невероятные слухи. Однажды известный новосибирский архитектор-градостроитель Валерий Павлович Блинков шёл через знаменитую каменскую нахаловку поздно вечером. На мостике его поджидали местные «джентльмены удачи». Поскольку Блинков был одет в дублёнку, то «джентльмены» предложили незатейливый обмен его одежды на их телогрейку. Но в последний момент каменские «ребята» почему-то заинтересовались родом занятия жертвы. Валерий Павлович честно признался, что он архитектор. Затем, всё так же по желанию грабителей, автор многих градостроительных идей подробно рассказал об архитектуре, а также о будущем Новосибирска, в частности, о будущем окружающей их Каменки. Местные разбойники вернули дублёнку архитектору и отпустили домой, предупредив, что они не каждый день здесь, есть и другие, поэтому не советовали повторять попытку пересечения столь криминального района. Вот так сильно хотелось изменений в жизни…

Будущее завораживало жителей трущоб и необустроенных жилищ, поэтому они, сидя на чемоданах, ждали счастливого сноса, когда толпа прописанных родственников получит долгожданный квартирный рай с тёплым туалетом. Время шло, однако благоустроенная центральная Коммунистическая улица ближе к Каменке медленно превращалась в Коммунистический спуск, а затем и вовсе заканчивалась Коммунистическим тупиком. Правда, часть каменской нахаловки снесли, создав на многие годы неблагоустроенный пыльный пустырь. Ушли люди, засыпали речку… Но на акварелях Н.Грицюка сохранился фантастический образ каменской нахаловки, сверхплотного и сверхнеблагоустроенного неформального поселения, существовавшего с первых дней истории Новосибирска. Когда вице-президент Никсон приезжал в Новосибирск, он спросил, что это за бараки в припойменной территории. «Свинарники» - последовал ответ. Увидев телевизионные антенны на крышах домов, Никсон отметил: «У вас просто невероятно просвещенные свиньи…». Именно визит антисоветского государственного деятеля США предопределил судьбу каменского поселения. Его снесли…

Когда-то построить в частном секторе двухэтажный дом было нельзя, и с точки зрения согласования, и по причине острого дефицита строительных материалов. Сегодня частный сектор устал ждать. В нарушение всех строительных, пожарных и юридических норм, суровые сибирские мужики реконструируют своё убогое жилище - надстраивают, пристраивают. Застройка стала неоднородной и сложной для будущих «бульдозерных» сносов, несмотря на то, что градостроительный кодекс, казалось бы, облегчил этот процесс. Сегодня конфликты, связанные с новым строительством вместо ветхого жилья, из-за несовершенства законодательства стали повседневностью. Именно поэтому Новосибирск в недалёком будущем станет городом резких социальных контрастов. В ста – двустах метрах от будущих двадцати-тридцатиэтажных высоток на ул.Кирова пока ещё долго будут оставаться не только деревянные покосившиеся дома, но и даже грунтовые дороги без вечернего освещения.

 И всё-таки, Новосибирск пока ещё «большая деревня», но не из-за частного сектора, а скорее всего из-за негородской ментальности самих горожан. Поэтому новое строительство зданий, мостов, магистралей и транспортных развязок, далеко не у всех вызывает восторг.  Мы не научились быть добрыми и отзывчивыми соседями, не умеем договариваться и уважать друг друга. Непонятное никому будущее строительство часто схоже для нас с атакой пришельцев. Это необычайно тревожит. Как следствие, неразрешимые конфликты, волевые решения. Проигрывают при этом все.

В эпоху появления железной дороги звучали обоснованные доводы, что это принесёт непоправимый вред здоровью, так как при скорости 60 км/ч человек обязательно должен потерять сознание. Сегодня, когда есть скоростные поезда Японии, это кажется смешным. Вредность проживания в высотных зданиях обсудили почти все новосибирские региональные печатные издания. Остаётся только загадкой, почему в Гонконге, «небоскрёбном городе», средняя продолжительность жизни 79,7 лет (в средневековом традиционном Люксембурге, как и во всей Европе, меньше в среднем на 2-3 года), а в России, в которой для большинства людей девятиэтажка это небоскреб, всего только 66,5 лет! Несмотря на то, что вся страна жила в невысоких домах, мечтою советского человека было всё-таки поселиться в одной из знаменитых «сталинских» высоток, что и подтверждалось в фильме «Москва слезам не верит». Вся нормативная система СНиП в СССР была ориентирована так, чтобы высотные здания строились только в Москве, а провинции предлагалось для этого получить разрешение после продолжительных и изнурительных согласований. Чаще это заканчивалось отказом, тем более, что пожарные местные подразделения не обеспечивались должным образом спецтехникой. Точно так же в своё время был построен Петербург, когда Пётр I указом просто запретил каменное строительство во всех городах, кроме столицы, а каждый въезжающий в  Петербург обязан был привести камень. Именно с тех пор и стало известным изречение: «Камень за пазухой».

Последнее время высотное строительство стало просто фактом для Новосибирска, поэтому городу вряд ли грозит судьба «большой деревни» или «одноэтажной Америки». Большая часть частного сектора всё-таки остается ветхим жильём. Что касается возделываемых земельных участков, то огороды в Новосибирске отнюдь не экологичны, как наивно думают домохозяйки. Наша промышленность в санитарных зонах, где часто присутствует застройка как частного сектора, так и садоводческих обществ, «обогатила» почву отнюдь не удобрением, а свинцом, ртутью и прочими элементами таблицы Менделеева. Грустно, но даже зная это, люди продолжают употреблять в пищу столь сомнительные продукты.

Новосибирск всегда гордился своей промышленность, как одним из важнейших градообразующих факторов. Ведь с первых дней своего существования, традиционно наш город - труженик. Совсем недавно в 90-х годах считалось, что он навсегда превратится в оптово-перевалочную торговую базу, забывая при этом, что новосибирское олово и золото одно из лучших в мире, а завод химконцентратов снабжает ядерным топливом не только российские, но и большую часть украинских АЭС. Если вспомнить  идею строительства в Новосибирске автозавода ещё в 30-х годах прошлого века, то город вполне сегодня может бороться за развитие отечественного машиностроения. Мы же собираем свои троллейбусы. Да что там троллейбусы, разве мы не можем гордиться новосибирским авиапромом! Однако   строительство заводов, ТЭЦ, складов, увы, создаёт массу проблем, которые необходимо решать. Мы уверенно вступаем в фазу постиндустриального общества, и поэтому города должны стать чистыми и комфортными. Сегодня актуален вынос вредного производства за черту города и этот процесс уже начался, необходимо санитарная обработка заражённых и загрязнённых территорий и, конечно же, переход к новым экологическим подходам в промышленности. Совсем недавно завод химконцентратов прекратил сброс промышленных вод в обской бассейн, а это около 80000 м3 в год! Увы, индустриализация не прошла бесследно. Но стоит задуматься, что мы хотим получить –  экологическую чистоту европейской цивилизации или помойки развивающейся страны третьего мира? Каждый горожанин должен относиться к городу по-хозяйски, как к собственной квартире. Если так, то пришла пора навести порядок, прибраться, создать уют, озеленить. Кто знает, может быть, поэтому сегодня появились в городе подвешенные цветочные клумбы. Ведь они так напоминают стоящие на подоконниках домашние растения в горшках, которые ежедневно заботливо поливает всякая добрая хозяйка.

119 лет Новониколаевска-Новосибирска для Вселенной – миг. В моей антикварной коллекции городских открыток  вся история жизни столицы Сибири. Просматривая эти фотодокументы, всегда удивляешься необычайному росту города. Но  несколько лет назад коллекция пополнилась новыми открытками, ставшими для меня сразу же одними из любимейших. Они распространялись бесплатно, в магазинах, ресторанах и кафе города. Это художественные коллажи или фотомонтажи-плакаты с надписью «Я люблю Новосибирск!». Так горожане искренне выражали свои чувства в очередной день города. Такое же  признание в любви уже много лет звучит в припеве гимна Новосибирска. И это правильно. Как писал известнейший теоретик советского градостроительства А.Э. Гутнов: «Надо любить город – это самый надёжный и самый естественный путь к познанию его тайны». Только  любовь к городу поможет  нам выбрать правильный путь развития.

 Я люблю Новосибирск. Вот вы скажете тесно, а я – уютно, вы скажете серо, а я – строго, вы твердите «пробки», ну а я –  мы же столица, вы скажете хаос, а я – творческий беспорядок. Нет экологии? Да у нас лучший в мире зоопарк, с лучшим в мире директором. А зоопарку-то уже 60 лет! Мы всегда простим недостатки своим близким людям, потому что понимаем и любим их. Так и с городом. Как-то я был свидетелем спора москвича с новосибирцем. Пытаясь поставить на место провинциала, столичный гость иронично отозвался о скромной величине сибирского метро. «Зато у нас телевизоры в каждом вагоне!» - не моргнув глазом, парировал наш земляк. Ну, что тут скажешь, осталось только развести руками…

Как гласит легенда, однажды Хаджу Насреддина жители среднеазиатского городка спросили:  «Где центр Вселенной?» Он, воткнув перед собой палку, ответил: «Здесь - центр». «Не может быть,» - не поверили горожане. «Не верите? Тогда померьте от этой палки в разные стороны до конца Вселенной, тогда и проверите, прав ли я!» -  заключил легендарный герой азиатских мифов.

Вот так и Новосибирск на протяжении всей своей истории брал на себя ответственность быть в центре Сибири. А пока «не проверили», нам просто необходимо  выйти на тот достойный уровень, чтобы уже ни у кого не было сомнений о статусе нашего города. Что касается многочисленных мифов, то они всегда будут отражать дух места, раскрывая тайные желания горожан. Сложилась ведь традиция погладить бронзовый живот забавного постового у памятника светофору на ул.Серебрениковской, и таким образом оградить себя от нежелательных штрафов. Вот так возникают новые легенды и мифы…

Города существуют с незапамятных времён. Руины древних поселений и  памятники городских культур, словно страницы великой книги истории человечества, сообщают нам об умерших цивилизациях и  о давно забытых временах. Каждая эпоха остаётся в характере застройки, в планировке или силуэте.

Древний Египет оставил нам города-храмы. Это та вечная архитектура, которую создала жреческая знать, и именно поэтому почти не сохранились ветхие жилища строителей и простых горожан. Средневековье подарило городской культуре Амстердама сверхплотную застройку и, как результат, самую узкую улицу в мире, ширина которой всего 81 см. Капитализм же бесконечно увеличил города, «вытянув» улицы в длинные и порой однообразные коридоры. Например, в Буэнос-Айресе на такой улице уместилось двадцать тысяч домовых номеров. Социализм, наоборот, значительно расширил улицы. В столице Бразилии зодчие, разделявшие социалистические идеи, в 1960-е годы расширили транспортную магистраль до 300 метров, а в советской России в г.Тольятти улицы в красных линиях достигали ширины до 500 м.    Это было вызвано как и санитарными требованиями и условиями военной доктрины (свободные проезды от завалов при ядерной бомбардировке), так и театральностью, зрелищностью социально-политического устройства. Ведь при проектировании таких городов учитывались карнавалы, массовые гуляния в Бразилии и праздничные демонстрации в СССР.

Новосибирск появился и жил в водовороте русских революций и войн ХХ века, а как говорят китайцы, не дай Бог жить в эпоху перемен. Бурное стихийное переселение полутора миллионов человек на  дикое экстремальное природное пространство в течении 100 лет, конечно же, отпечаталось безобразными шрамами на городской ткани. Ошибочно и утопично считать, что мы когда-то решим все проблемы. Бесконечный процесс развития неминуемо ставит новые и новые трудные вопросы, которые предстоит решать городскому сообществу, причем не откладывая на завтрашний день. Научившись компромиссно и конструктивно планировать будущее города, мы сможем сделать нашу жизнь более комфортной и благоустроенной.

Каждый город уникален, неповторима его суть, зашифрованная в знаковых городских символах, а также в многочисленных проявлениях общественной, духовной жизни горожан. «Что город, то норов» - давняя поговорка лишь отражает необъятный мир городской культуры. Поэтому в заключении своих рассказов хочется привести высказывание известного исследователя городской среды В.Л.Глазычева: « Культура не физический объект, не объект науки (уже потому, что включает в себя самое науку) и потому точность определений немного стоит. Что от того, если мы логически «точно» опишем культурный потенциал города: это мера способности городского сообщества создавать вновь и поддерживать условия своего развития. Что есть городское сообщество и что – условия его развития и что это за способность, и какова может быть её мера? – попытка ответа на каждый из этих вопросов потянет за собой следующие цепочки вопросов, и нам грозит обычная драма преждевременного теоретизирования: не удастся добраться до самой сути предмета. Выберем другой путь – последовательного приближения к сути, не связывая себя заранее ничем, кроме толики наблюдательности и здравого смысла»[1].


[1] Городская среда. Технология развития: Настольная книга/ В.Л.Глазычев, М.М.Егоров, Т.В.Ильина и др. – М.: «Издательство Ладья», 1995, стр.13

Читать далее »

Строительство храма в г.Новокузнецке


В 2008 году в ООО «АПМ-2002» архитекторами Игорем и Дмитрием Поповскими был разработан эскизный проект храма Пресвятыя Богородице Образа Ея Всем Скорбящим Радость в  г. Новокузнецке. Следует отметить, что место для храма было выбрано удачно. Это ландшафтный зеленый холм, со склонов которого обозрима промышленная даль города. Будущий храм, встроенный в природную прелесть целины, как бы противопоставлен  урбанизированному угару. (ещё…)

Читать далее »

Интервью с Игорем Поповским


Опубликовано интервью  с Игорем Поповским на портале Новосибирские новости:

На минувшей неделе большой интерес у читателей «НН» вызвала первая часть интервью известного новосибирского архитектора Игоря Поповского «Высотки на месте гостиницы «Центральная» быть не должно – архитектор Поповский». Речь шла о современном направлении развития архитектуры Новосибирска, о достоинствах и недостатках уникальных зданий возведенных в последние годы, и существует ли реально проблема «точечной застройки». Сегодня мы публикуем продолжение разговора с архитектором.

Читать дальше...

Читать далее »

Баландинские чтения


С 18 по 20 апреля в Новосибирской государственной архитектурно-художественной академии состоятся VII Баландинские чтения. С подробной программой можно ознакомиться на сайте НГАХА. Контактное лицо: Дарья Бушма, 222-44-96, 8-961-221-4224

В рамках Баландинских чтений состоится публичная лекция Игоря Викторовича Поповского, архитектора, доцента НГАХА "Проблемы ментальности горожан в отношении к историко-культурному наследию".

Лекция состоится 18 апреля с 16.00 до 18.00. Вход свободный.

 

Читать далее »

15 ЛЕТ СО ДНЯ ОТКРЫТИЯ ЗДАНИЯ АЛТАЙСБЕРБАНКА


Авторы: архитекторы И.В.Поповский, А.П.Долнаков, конструктор Е.А.Торопов, архитекторы (интерьер, благоустройство) Н.В.Лысенко,Ю.В.Лысенко.

Проект: ПТМ №1 А.П.Долнакова(г.Новосибирск)& ПИ Алтайкоммунпроект (г.Барнаул) 1994г.

Реализация: ООО “ЭКАТЭ”(г.Бийск) 1994-1997гг.

Данная статья является дополненной авторской редакцией статьи «Административное здание Алтайсбербанка», размещенной в журнале ПРО (Проект Сибирь)  №8, январь-февраль 2001г.

Задача

Архитектор – толкователь потребностей людей в среде со всеми её уровнями и значениями.

По К.Норберту-Шульцу.

1994г. Задача для проектирования была поставлена предельно просто. Необходимо создать:

а) лучшее здание в Барнауле;

б) строгое, в духе педантизма немецких банков;

в) но традиционное, т.е. эклектичное в духе г.Барнаула.

С тех пор я полюбил Барнаул…

Место

«Каждое место содержит в себе скрытый образ трансформации, латентное желание стать чем-то иным. Обязанность архитектора – обнаружить и раскрыть этот потенциал».

Марио Ботта

Фото Антона Знаменщикова

Место, на котором выстроили здание Алтайсбербанка – уникальное. В начале ХХ века здесь была окраина города, а в конце столетия  –  разместился центр. Парадное классическое пространство административной площади раскрывается на гигантскую перспективу Обского бульвара. Но если продвигаться дальше к Оби, то примерно в течение десяти-пятнадцати минут, мы сначала окажемся в частном секторе с не асфальтированным проспектом Карла Маркса, а уж затем попадём  сразу в пригород с чудесным речным ландшафтом. Не зная Барнаула, никогда не догадаешься, что от здания банка до обрывистого берега Оби чуть более километра. В будущем здесь будет  Обской бульвар – новый градостроительный масштаб Барнаула, города бушующей эклектики и формотворческих экспериментов  в архитектуре. Поэтому-то странным было сохранение в 80-х годах, почти в средине уже существующего бульвара, двухэтажного дома постройки начала XХв. (сейчас дом-мемориал воинов-«афганцев»). Именно для поддержки створа бульвара на углу Комсомольского проспекта и Обского бульвара логично напрашивался градостроительный акцент. В здании Алтайсбербанка это угловая башня, “растворившая” в своём зеркальном стекле находящуюся напротив эклектику начала века. Исполняя роль доминанты, банк вместе с домом-мемориалом воинов-интернационалистов формирует «кирпичный» силуэт бульвара со стороны главной площади Барнаула. Проектом были предусмотрены 2-я и 3-я очереди банка вдоль Обского бульвара, которые вместе с 1-ой очередью образовали бы симметричный объём на целый квартал. А пока с восточной стороны разбит небольшой скверик с малыми  архитектурными формами для сотрудников  банка (авторы:  архитекторы Н. Лысенко и Ю.Лысенко).

Объём

Монстр – это НЕЧТО, непривычно большое, страшное, вызывающее волнующие эмоции. С точки зрения архитектора – это лишь увеличенный оригинал, игра масштабов...

Илья Уткин.

Что касается объёма здания, то он выстроен согласно теории экзистенционализма норвежского архитектора-психолога Кристиана Норберта-Шульца, который понимает пространство бытия как образ, «имидж» окружения, имеющего «объект-характер». В данном случае региональный контекст это «имидж», а «объект» здание банка, имеющего более стопятидесятилетнюю историю стабильности и устойчивости.

Контекст поддержан почти  откровенным цитированием окружения. Поэтому в архитектурных деталях  отражены элементы окружающей городской среды: эркеры от бульварного “сотого” магазина, кирпичная арка от “купеческой” архитектуры, и, наконец, входной портал от советской архитектуры 50-х, которая преобладает здесь, на Ленинском проспекте. А  башенка с перголой на заднем плане отдалённо напоминает расположенный неподалёку элеватор (символ накопительства?).

Характер банковского здания создавался вследствие использования композиционных приёмов  архитектур тоталитаризма. Стеклянная египетская пирамида покоится на ступенчатом ассиро-вавилонском объёме (не отсюда ли одно из прозвищ здания – «мавзолей»?), а угловая  башня почти заимствована от манхэттенских небоскрёбов. Чёрный входной портал с эмблемами – это ли не дань “сталинскому  ампиру”, а кирпичная стена с белыми штукатурными тягами и дырчатым парапетом ассоциативно напоминает о московском кремле. К этому добавляется экспортированный из Новосибирска укрупнённый столичный масштаб, который призван поддержать величину нового бульвара.

Символ

Меняются эпохи и стили, а задача архитектуры и дизайна остаётся всё той же – придать утилитарности поэтическую форму.

Эмилио Амбаж.

Мир не может быть объяснён человеком вне языка. В архитектуре знаковые (семантические)  формы, наполняясь смыслом, превращаются в слова и предложения. Начало архитектуры здания Алтайсбербанка  основано на раскрытии итальянского слова “banco”, что в переводе означает “скамья”. Именно на ней сидели первые банкиры - генуэзские менялы, а рядом стояли их хитрые сундуки. Угол здания - четырёхколонный “табурет”, “на нём” – апартаменты правления Алтайсбербанка, над которыми - пирамида, символ финансовой иерархии. По бокам этой кирпичной «скамьи» разместились два огромных увесистых «сундука» с «застёжками» в виде белых козырьков на 6-м этаже. Коридоры глухих «сундуков» ведут в угловые двухсветные холлы, в которых «по-райтовски» можно чувствовать себя свободно, словно на улице. Здесь  много воздуха и света. При помощи зеркал ломаного витража  зрителю изнутри «виртуально» предстают отражённые перспективы Обского бульвара и Комсомольского проспекта – одна из попыток восполнить недостаток городской среды. Но по-настоящему свободно вздохнуть можно среди цветников на эксплуатируемой кровле. Этот сад появился вместо вырубленных в процессе строительства тополей.

Функция

В здании разместился офис краевой администрации Алтайского банка Сбербанка РФ на 340 сотрудников. Первый этаж и подвал занимают кладовые ценностей, оперзалы для физических и юридических лиц, пункт обмена валюты, буфет, сауна, двухсветный входной вестибюль. На втором этаже есть также и гостиничные номера. В угловой остеклённой части здания расположены двухсветные лестнично-лифтовые холлы: соответственно на 3-4  и  5-6 этажах. От них идут два коридора к кабинетам и отделам. На 7 этаже в башне и по обеим сторонам от неё разместились апартаменты краевого правления банка с небольшим конференц-залом. Непосредственно над столом заседаний расположен стеклянный фонарь в зимний сад, который находится в венчающей пирамиде. Половина кровли - эксплуатируемая, с цветниками, перголами, со смотровой площадкой, с которой виден почти весь Барнаул и р.Обь.

Материал

Конструктивная схема здания - ж.б. каркас серии 1.020 и самонесущие красные кирпичные стены с белыми штукатурными поясами. Семиметровый цоколь облицован чёрным лабрадоритом Головинского месторождения (Украина), китайским  серым гранитом с фактурой “скала” и египетским серым гранитом, детали из ремнёвской яшмы. При строительстве я  с удовольствием прикасался к этим камням, принесшим с собой шорох украинских степей, теплоту песков Египта и прохладу наводнений великих рек Китая. Однако в интерьерах, несмотря на усилие дизайнеров, произошёл эклектичный хаос соучастия заказчика и строителей, поэтому стилистическая, равно как и философская основа, к сожалению, не состоялась. Хотя в целом это соответствует эпохе середины 90-х годов прошлого столетия, эпохи рубежа между социализмом и капитализмом, эпохи знакомства России со всем миром.

Жизнь объекта

Прошло пятнадцать лет. Мне посчастливилось запроектировать сбербанки в Новосибирске, Бийске, Новоалтайске и РКЦ Национального банка  Республики Алтай в Горно-Алтайске. Не смотря на это, здание сбербанка в Барнауле у меня на особом счету.

Произошла реорганизация Сбербанка России и, к моему сожалению, теперь нет Алтайского банка, который был поглощен Сибирским банком с управлением в головном офисе в Новосибирске. Но даже сейчас, ни одно изменение в архитектуре  не проходит без уведомления автора, а в значительных случаях – с  обязательным согласованием. Такое отношение к архитектору просто удивительно, особенно если сравнить с новосибирскими объектами, когда при строительстве здания архитекторов могут менять «как перчатки». Большинство новосибирских зданий истерзанные и измученные странными, а порой дикими изменениями по воле кого угодно, только не архитектора.

Использовано фото с форума skyscrapercity.com

Эксплуатируемую кровлю сбербанка сначала превратили в парадное пространство «для избранных», что повлекло неэффективность использования. Затем появилась гигантская реклама, загородившая солнце – и кровля исчезла, как идея. О существовании ее не знают не только в регионе, но и сами барнаульцы. Стеклянный шатер-башенка производства Красноярского алюминиевого завода, стал катастрофически протекать и был заменен более качественным витражом импортного производства. Над входом появился стеклянный козырек, причем под авторским надзором и поэтому в стиле здания. Но над козырьком на башне повис электронный экран. Увы, веление корпоративных требований Сбербанка оказалось приоритетным по отношению к архитектуре здания. Вред этого решения хоть и удалось сократить до минимума, но все равно, черный ящик выглядит неуместно, как и водрузившаяся без согласования на башне эмблема сбербанка.   Деревянная пергола, не имевшая качественную антипиреновую пропитку, сгнила и заменилась металлической – неизящной и грубой.

Здание проживает полноценную жизнь, но уже не вмещает всех сотрудников Сбербанка. Мною было предложено некое новое видение архитектурного продолжения Обского бульвара, но это осталось на бумаге.

Одна из сотрудниц банка как-то сказала мне, что это здание непонятно по времени: вроде и современное, а вроде как будто давно уже здесь было. Архитектура банка создала первую презентабельную парадность Комсомольскому проспекту, поэтому впоследствии здесь появились неординарные объекты. Тем самым изменилась вся  городская среда к лучшему.

Журнал Проект Россия на своих страницах разместил лестную статью об архитектуре банка (А.Ложкин «Феномен провинциального города» Проект Россия №44). За пятнадцать  лет существования здания, о нем часто отзывались и хорошо, и плохо. Но я счастлив, слушая любую оценку. Для меня это продолжение диалога с жителями Барнаула…

Читать далее »

«НЕМЫЕ КУРАНТЫ» НОВОСИБИРСКА


Когда на площади Ленина в 12.00 начинает играть мелодия гимна Новосибирска, многие испытывают приятное удивление. Кто слышит впервые звук «курантов», тот невольно ищет городские часы. Но их здесь нет. Они расположены совсем в другом месте – на углу улицы Коммунистической и Красного проспекта. В 1934 году здесь, на месте одноэтажных домиков, был построен 67-квартирный жилой дом  Крайснабсбыта. На угловой башне, обращённой к центру, разместились часы, поэтому среди горожан он известен как «Дом с часами». По слухам, часы, якобы, были произведены на новосибирском заводе «Труд», но на заводе эту информацию опровергли. На самом деле часы немецкого производства с недельным заводом. (ещё…)

Читать далее »

Планета инноваций (Международный день Планетариев)


24 марта на площадке перед ДЮЦ "Планетарий" состоялось массовое мероприятие "Планета инноваций", приуроченное к празднованию Международного дня Планетариев. В программе мероприятия были заявлены астрономические наблюдения в телескопы, выступления творческих коллективов, мастер-классы педагогов и ученых СО РАН, конкурсы, викторины и т.д. Организаторами праздника выступили два новосибирских планетария - Большой на Ключ-Камышенском плато и при СГГА. Мероприятие началось в 18.00. Приехав всего на пять-десять минут позже этого времени, мы некоторое время искали место для парковки - все было занято.
По оценке организаторов в праздновании приняло более 1000 человек. Читать далее

Читать далее »

Городской эксперимент


Вид из космоса места до строительства

Излюбленными играми корпоративов советского времени были «бег в мешках» и «перетягивание каната». Наверно это символично и традиционно для общественных отношений в России. Всякая инициатива, будь то частная, или инициатива бизнеса, или общественная, при встрече с властью всегда становится либо «бегом в мешке», либо «перетягиванием каната». В первом случае движение сковывается бюрократическими и коррупционными путами, а во втором – топтанием на месте из-за разрыва между властью и активной частью населения. Основной позитивный опыт, который приобрела команда создателей Детского астрофизического центра в г.Новосибирске, это переход от иерархического административного  силового управления к партнерским ответственным отношениям между участниками процесса. (ещё…)

Читать далее »

Оперный театр – бункер сталинской эпохи. Часть 2


Смена демократических декораций на имперские не прошла бесследно. Увы, акустика гигантского зала оказалось просто плохой, даже при сокращении количества зрительских мест. Во многих местах звук просто «проваливался», отчего зрители лишались прелести оперных постановок. Кроме того, здание было слишком гигантским для труппы, поэтому ряд помещений театра просто не использовались. Что касается купола, то изнутри он был скрыт подвесным потолком с академическими плафоном и люстрой. Гигантское воздушное пространство отапливалось просто так. Всё это превращало здание навеки в нерентабельное в эксплуатации. (ещё…)

Читать далее »

Оперный театр – бункер сталинской эпохи. Часть 1


Часовня св.Николая стала символом возрождения дореволюционной России. Самым знаменитым символом другой, советской, почти  семидесятилетней эпохи  в Новосибирске было и есть величественное здание Театра Оперы и Балета.

Новосибирцы Оперный театр  очень любят. Поэтому ирония по поводу провинциальности «римского» масштаба здания знаменитого публициста Петра Вайля в статье «Энск. Весёлые ребята» вызвала соответственно нелестные отклики горожан. Оперный театр всегда рассматривался позитивно, причём настолько, что даже очень существенные недостатки здания умалчивались. Интересно, что это даже характерно для той эпохи, дух которой надёжно спрятан в мощных стенах  гиганта. Будучи фактически неким «пантеоном» великой империи он, как и все древние постройки Рима, вызывает трепет и уважение. Но я всё-таки осмелюсь сегодня посмотреть на наш Оперный театр ещё и с другой стороны. (ещё…)

Читать далее »

Крестоносный центр Российской державы


      «Вряд ли найдётся в Российской империи другой какой-либо город, исключительный рост которого представлял бы такой громадный интерес, как общий рост города Ново-Николаевска, являющийся небывалым примером в истории развития городов России. Его рост напоминает рост городов Америки, и поэтому он правильно получил прзвище «американского города». Так писал в 1913 году в первом фотоальбоме «Виды города Ново-Николаевска» городской голова Владимир Ипполитович Жернаков. Но уже в следующем 1914 году в городе появилось здание, которое навсегда связало Новосибирск именно с Россией. В 1913 году благотворительным обществом «Ясли» было организовано строительство часовни во имя Святителя и Чудотворца Николая в память 300-летия Дома Романовых на Николаевском (ныне Красном) проспекте. (ещё…)

Читать далее »

© 2025 ARCH-I-TECT · Копирование материалов сайта без разрешения запрещено
Дизайн и поддержка: GoodwinPress.ru